Обобщение опыта работы педагога-психолога
Психологическая помощь участникам образовательного процесса в профессиональном самоопределении
Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.
В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;
- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;
- оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах профориентации;
- отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.
Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения; знакомство с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения в них образования после окончания базовой школы; изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение дней открытых дверей и др.
Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь 9-х классов, консультирование, целью которых является оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в учреждениях образования разных уровней.
Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации. Начиная с 7-го класса, с учащимися проводится системная профориентационная работа для своевременного и точного профессионального и личностного их самоопределения.
Психологическое сопровождение учащихся включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности; обработка и анализ результатов психодиагностики; осуществление «обратной связи» на основе анализа результатов диагностики, составление и реализация индивидуальных коррекционных программ (при необходимости); выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
- психологическая диагностика учащихся, которая направлена, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; определяет характер ожиданий учащимися от специалистов в помощи и поддержке в профессиональном самоопределении;
- консультационная работа с педагогами и родителями, которая призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей их профессионального определения, скорректировать субъект-субъектные отношения в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;
- методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;
- профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным и направлена, в первую очередь, на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;
- коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;
- аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.
Педагог-психолог:
- формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, оказывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;
- формирует уважительное отношение к любой профессии;
- знакомит учащихся с типами существующих профессий: «человек – техника» (Т); «человек – человек» (Ч); «человек – природа» (П); «человек – знаковая система» (З); «человек – художественный образ» (Х);
- выявляет различные аспекты профессионального самоопределения учащихся;
- выявляет мотивы профессионального самоопределения учащихся;
- актуализирует процесс профессионального самоопределения;
- формирует и развивает интерес учащихся к процессу профессионального самоопределения; к получению знаний о мире профессий; к освоению требований к профессии, к личности учащегося и направлениям профессиональной подготовки;
- способствует повышению уровня развития психологической компетентности, возможностей самопознания, адекватной самооценки;
- повышает уровень развития осознания своей индивидуальности и положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;
- формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;
- формирует навыки анализа профессиональной деятельности и умения выделять требования профессии к специалисту;
- формирует у учащихся навыки и умения сопоставлять требования профессии со своими индивидуально-физиологическими особенностями;
- знакомит учащихся с возможными путями получения профессионального образования и формирует навыки выбора правильного пути в профессиональном самоопределении;
- оказывает учащимся помощь в социальной и профессиональной адаптации;
- психологически готовит учащихся к осознанному выбору профиля обучения;
- формирует у учащихся личные профессиональные планы на ближайшую и отдаленную перспективу;
- подбирает диагностический инструментарий, адекватный цели и задачам профильного самоопределения;
- проводит тренинги для личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном самоопределении.
При психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения специалистам важно опираться на «трехфакторную модель» выбора профессии, разработанную основоположником научной профориентации Ф. Парсонсом, который выделил три главных фактора, детерминирующих процесс адекватного выбора профессии:
1) правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;
2) знание того, что нужно для успешной деятельности по выбираемой профессии;
3) умение соотнести результаты самооценки с правильно выделенными требованиями.
Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:
1) Психологическая диагностика с целью:
- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.
В основе диагностического комплекта:
- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),
- «Карта интересов» А.Е.Голомштока», методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е. А.Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников,
- опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
- личностный опросник Айзенка.
2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Структура развивающей профконсультации:
- констатация стадии профессионального плана учащегося;
- проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;
- оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,
- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;
- проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
- завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.
3) Групповая работа:
- профориентацинные игры (1-4, 5-6, 8-9 классы),
- групповые занятия по построению временной перспективы для 7- 8, 9-11 классов.
4) Участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации.
Вопросы, обсуждаемые с родителями на собраниях, могут не только напрямую касаться вопросов выбора профессии, но и рассматривать различные проблемы подросткового и юношеского возраста, так или иначе влияющие на подготовку школьника к самостоятельному выбору профессии.
Процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ориентирован на становление уникальности личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития, непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволяющих осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (учителя, педагога-психолога, педагога социального, классного руководителя и др.)
Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.