Спецыяльная адукацыя

Графік работы пункта карэкцыйна-педагагічнай дапамогі

разгарнуць

Графік работы
пункта карэкцыйна-педагагічнай дапамогі
на Ι паўгоддзе 2024/2025 навучальнага года

 

Дзень тыдня

Час работы

Панядзелак

8.00-8.55

12.40-14.40

Аўторак

8.00-8.50

12.40-15.15

 

Серада

Тучанская сярэдняя школа

8.00-8.55

11.45-12.45

14.35-16.05

Чацвер

8.00-8.55

11.40-13.40

Пятніца

8.00-8.15

Тучанская сярэдняя школа

10.30-10.55

12.55-13.25

14.55-16.05

 
згарнуць

Кансультацыя для бацькоў

разгарнуць

Консультация для родителей

«Когда необходимо обратиться к учителю-дефектологу»

 

Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-дефектолог, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.

Многие родители ищут специальные центры, где учитель-дефектолог мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового

 ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если учитель-дефектолог в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

 На что же следует обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог поможет:

 исправить  звукопроизношение. В частности, исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, учитель-дефектолог в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Учитель-дефектолог не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;

провести занятия, направленные на общее развитие речи.   Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д.

згарнуць

Што павінен ведаць і ўмець будучы першакласнік?

разгарнуць

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

ш6-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные народные сказки.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки! 

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе, на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение алфавита отводится, не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки. 

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы).

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом. Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  • Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  • Действовать по образцу.
  • Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  • Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  • Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  • Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  • Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  • Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  • Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  • Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  • Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки).
  • Завязывать шнурки.
  • Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  • Ориентироваться во времени.
  • При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

        

згарнуць

Роля пальчыкавай гімнастыкі ў развіцці мовы дзяцей

разгарнуць

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки. Которые питают источник творческой мысли».

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»

                                                          В.А.Сухомлинский.

 

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в 

п2

пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять.

Что даёт пальчиковая гимнастика детям?

·        Способствует овладению навыками мелкой моторики.

·        Помогает развивать речь.

·        Повышает работоспособность коры головного мозга.

·        Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,      воображение.

·        Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

·        Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

·      Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

 ·     Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

·     Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

·     можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

·     катать крупу между большим и указательным пальцами;

·     придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

·     покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

 ·      Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

·       Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

·       Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

·       Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.

 

 

згарнуць

Установы адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы прафесійна-тэхнічнай адукацыі для асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця

разгарнуць

Десять простых советов логопеда родителям

разгарнуць

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите “Что он делает?” вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

згарнуць

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

разгарнуць

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. И нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно излагать свои мысли Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс. Её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

     Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня  развития. Но, имея достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Для этого нужна речевая среда. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

     В общении с окружающими на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть подгоняет своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же,  как и взрослые. В овладении важна языковая способность ребёнка. И в процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые законы и правила грамматики

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

     1 год жизни является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего, развивается понимание речи). В процессе гуления развивается артикуляционный аппарат. Общение ребёнка и взрослого на эмоциональной основе.

     Первые слова в 8-9 месяцев, у некоторых в 1 год – 1год 2 месяца, запас слов – от 2-3 до 15-20. Слова упрощённые – мама, папа, ляля. До 1,5 лет фразовая речь отсутствует.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ.

       Произносительная сторона речи несовершенна: неправильное произношение большинства звуков, смягчение отдельных согласных («дяй», «сяпка»), нечёткое произношение слов с пропуском согласных («мокко», «кука»), у некоторых – слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в произношении (ма, па). Хотя речь становится средством общения, далека от совершенства: бедность словарного запаса (от 100 до 300 слов), в основном – существительные, прилагательные, обозначающие размер (большой, маленький). Многое зависит от взрослых. Они употребляют облегчённые слова («бай-бай», «му-му»), называет лишь предметы, с которыми ребёнок постоянно действует. Отсутствуют правильные грамматические связи, фразы построены неправильно, но дети усваивают согласование существительных с глаголами, изменение существительных по падежам (увидел маму, с мамой).

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ.

         Потребность в общении возрастает. Возрастает и понимание речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза до 800-1000 слов. Начинают широко пользоваться местоимениями и предлогами. Неправильное произношение: сокращения («сипед», «атобиль»), перестановки в слове слогов, звуков, пропуски («певрый», «босой»- большой).

       Звукопроизношение – смягчение свистящих и шипящих согласных, искажения, пропуски («абака», «фобака», «фапка», «сапка»). «Л», «Р» тоже пропускаются или искажаются («ука», «лямпа»). Хотя некоторые дети могут усвоить все звуки родного языка, кроме «Р» и шипящих. Используются простые распространённые предложения. Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение. Нередко в процессе игры сопровождают действия словами. Способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Даже может отгадывать загадки, если в них есть знакомые звукоподражательные слова («ква-ква» - кто это?).

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

       Новые достижения: начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, устанавливать зависимость между ними, свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними. Инициатива исходит от ребенка. Он задаёт вопросы. Словарный запас – 1500-2000 слов. Наращивается качественный состав, также наречия, местоимения, предлоги; появляются числительные, притяжательные местоимения (мой, папин). Грамматический строй речи – на вопросы отвечает более развёрнутыми фразами из 4 и более слов. Преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные. Речь становится более связной и последовательной. Звукопроизношение. Исчезает смягчение согласных. Многие звуки произносятся более четко. Исчезает замена шипящих и свистящих, звуков т, д. Шипящие у некоторых ещё не достаточно четкие, чистые, не у всех детей – звуки л, р.

       С помощью взрослого может передать содержание хорошо знакомой сказки, выучить наизусть небольшое стихотворение

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

       Отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Устойчивость внимания и речи возрастает, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Актив словарь до 2500-3000 слов. Употребление предложений более сложной структуры. Овладевают монологической речью. Звукопроизношение у многих сформировано,  у некоторых ещё нет шипящих и р. Речь в целом чище, отчетливей.

     Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, пытаются установить сходства, звучание слов, но, фиксируя неправильность произношения сверстников, могут не замечать нарушения звучания собственной речи, т.к. недостаточно развит самоконтроль. Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, конечно, если у него достаточно развито фонематическое восприятие. Подражая взрослым, дети могут точно использовать средства выразительной речи: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, выдерживать паузы, следить за громкостью речи.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ.

       На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Произношение уже сформировано. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой, выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи, временные отношения. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Словарь расширяется за счёт названий отдельных частей предметов, глаголов, образованных приставочным и суффиксальным способом. Словарь увеличивается на 1000- 1200 слов. К концу года тонко дифференцирует собирательные существительные, некоторые могут подобрать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным.

       Грамматический строй речи совершенствуется, но такие ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование Р. п. мн. числа существительных (яблоков, сапогов и др.); изменение несклоняемых существительных ( на пианине, пальтов). Это, конечно, в большей степени зависит от окружения, чаще обращать внимание на речь ребёнка.

       Развивается связная речь детей. Без помощи взрослого пересказывает, описывает события, в котором он участвовал, способен самостоятельно раскрыть содержание картины, если изображены знакомые предметы. Способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств (вопросительной, повествовательной), передавать свои чувства и эмоции.

В звукопроизношении могут быть неправильно сформированы звук «Р» (горловой, одноударный), межзубные «С», «З», «Ц», боковые «Ш», «Ж». И у некоторых незакончено дифференциация звуков («шушка» вместо «сушка»). Ребёнок имеет достаточно сформированный фонематический слух, хорошо различает звуки, может выделять звук из слова, подобрать слова с определённым звуком. Выполнять более сложные задания: определить позицию звука, разделить слова на слоги.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ.

       В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно сможет поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, обувь зимняя, летняя и т.п.) Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда. Начинают употреблять сложные слова (длинноногий), у детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Используют слова с переносным значением, быстро подбирает синонимы, антонимы. Большое влияние на речь ребенка оказывает уровень речевой культуры взрослых.

Речь детей становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. Может сам придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях.

       Совместные  игры требуют объяснение правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует точности изложения.

Произносительная сторона речи достигает высокого уровня: правильно произносит все звуки языка, четко и внятно произносит фразы, в зависимости от ситуации говорит громко и тихо, пользуется интонационными средствами выразительности.

       Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа.

       Конечно, речь не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в сложности грамматической системы русского языка.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков  в словах сложной слоговой структуры, неточное употребление ударения (звОнит  вместо звонИт).

       ИТАК, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже; свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт ребёнку возможность при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

       И, конечно же, многое зависит от индивидуальных возможностей, речевого окружения и качества занятий, проведённых в детском саду и дома. 

       Если ребёнок отстаёт от этих возрастных норм, то необходима консультация логопеда. Он определит степень недоразвития речи, определит дальнейший маршрут обучения. При необходимости направит к узким медицинским специалистам.

 

згарнуць

Если ваш ребенок заикается (консультация для родителей) 

разгарнуць

План

  1. Что такое заикание, и как оно проявляется.
  2. Причины заикания.
  3. С чего начать устранение заикания.
  4. Основные методы устранения заикания.
  5. Поведение родителей с заикающимся ребенком.
  6. Что должны помнить родители.
  7. Что такое заикание, и как оно проявляется

Заикание - это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в излечение.

Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т.е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков. Слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц речевого аппарата. Судорожность тесно связана с психофизическим состоянием заикающегося ребенка: страхом, робостью, Чувством стыда за свою речь, покраснением лица, повышенной потливостью.

Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Это обязательно знать родителям, которые должны проконсультировать ребенка у детского психиатра или невропатолога.

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность еще не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начаться и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребенка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

Уже в детском возрасте у заикающихся детей проявляются сопутствующие движения. В этих движения могут участвовать самые различные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами. Некоторые дети проделывают сложные движения: подергиваются, кивают или вертят головой, двигают туловищем в разные стороны, сжимают пальцы, топают ногами. Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, мечутся. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например - учителей. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.

Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают заикание в тяжелое мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи, страх перед определенными звуками или словами. Под влиянием страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжелые и всегда новые психические травмы. Каждый заикающийся чувствует свою неполноценность, и это иногда приводит к полному обесцениванию личности.

Причины заикания

Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.

Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе. Такой ребенок говорит с судорожными повторениями звуков и слов. При испуге может наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания угрозы, окрики, приказания и т.д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина) могут спровоцировать заикание. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.

Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители много читают ребенку, разучивают с ним рассказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Речевой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.

О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Если родители заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же недугом, но к этому он уже предрасположен.

Следует также отметить незначительную роль подражания в развитии заикания.

Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной системы, постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в детском коллективе, могут явиться результатом заикания.

Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неумение произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются.

Причины возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Эмоциональными впечатлениями, полученными во время просмотра телевизионных передач, посещения театров, утренников, ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь становится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.

С чего начать устранение заикания

Прежде всего, родители должны проконсультировать своего ребенка у невропатолога и психиатра, которые определят природу заикания. Родителям следует неукоснительно выполнять все указания врачей, постоянно консультироваться у них. Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж и ЛФК.

А, что же могут предпринять сами родители?

Дыхание. Прежде него нужно начать работу по отработке правильного дыхания. Дыхание - это энергетическая основа нашей речи. У заикающихся детей наблюдаются судороги мышц дыхательного отдела речевого аппарата. Речь становится прерывистой из-за судорожного дыхания.

У заикающихся детей речевое дыхание как правило поверхностное, короткое. Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, экономить воздух в гот момент, когда он не произносит звуки; не делать вдох в середине слова. Ежедневно надо проводить 18-20 дыхательных упражнений 3-4 раза в день. Начинать следует с упражнения дыхание «собаки, которой жарко». Открыв рот и высунув вперед язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Следующее упражнение «хомячок» - делает то же самое, с той лишь разницей, что вдох и выдох идет только через нос, и при этом еще оскаливаем зубы. Затем следует работать над нижне-диафрагмальным дыханием: при одновременном вдохе синхронно вперед выпячиваем мышцы живота (надуваем живот). Вдох делаем через нос. При выдохе мышцы живота втягиваем в себя. Усиливаем выдох. Добиваемся короткого вдоха и длительного выдоха. Чтобы увеличить длительность выдоха, произносим на выдохе отдельные звуки «с», «з». «ш», «ж» (тянем их). Родители даже могут устроить соревнование, кто дольше протянет звук». Игровые моменты следует устраивать как можно чаще - это создает у ребенка эмоциональный настрой.

Голосообразование. При работе с голосом следует проводить следующие упражнения:

  1. После вдоха на плавном выдохе тянуть звук «м» (зубы не смыкать) Проделать 5-7 раз.
  2. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные «а», «о», «у», «ы», «э», «и».
  3. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги «мА!, «мо», «му», «мы», «ме», «ми». По продолжительности звук «м» и последующая гласная звучат одинаково; «ммммаааа».
  4. После вдоха тянуть по две гласных: «аааооо», по три в разных сочетаниях «аааоооууу».

Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение гласных в таком порядке - - «а», «э», «о», «и», «у». Затем к этим звукам добавляют согласные: «сссааа», «шшшааа». Далее следует проговаривать короткие слова, фразы, можно также напевать мелодии.

Такие упражнения способствуют тому, что речевой выдох у заикающихся детей становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному. Голос тоже становится более уверенным.

 

  1. Основные методы устранения заикания

Для того, чтобы уменьшить или устранить элементы заикания в речи, необходимо выполнять следующие речевые правила:

  1. Речь начинать только после вдоха. Вдох должен быть легким, бесшумным, коротким и одновременно глубоким.
  2. Необходимо научиться пользоваться замедленной речью одно из условий в работе с заикающимся ребенком. Заикающиеся дети стараются говорить быстро и громко и для них нормальная, чуть замедленная речь становится неприемлемой. Для того, чтобы замедлить речь, необходимо в каждом слове выделять ударную гласную букву, т.е. она произносится чуть громче и протяжнее, чем остальные. Для этого проводят логоритмические упражнения: координационные движения со словами. Маленькие дети в возрасте 3-4 лет могут отхлопывать ритм ладошками, т.е. на каждое слово хлопок. Ребята постарше могут отстукивать ритм кистью расслабленной руки, которая вместе с локтем лежит на столе. Удары производятся синхронно со словами. Это упражнение можно проводить и в маршировке: на каждый шаг произносить слово.
  3. Все слова в предложении произносить сметно, т.е. голос звучит постоянно, не прерываясь. Все слова в предложении звучат как одно слово, с выделением ударного гласного в каждом из них.

Все три перечисленных момента нужно как бы запрограммировать: выработать навыки, а затем эти навыки перевести в привычку. Поэтому родители деликатно должны напоминать об этих требованиях ребенку.

Поведение родителей с заикающимся ребенком

Родители в присутствии ребенка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов. Они не должны насмехаться над его речью, это все может обострить течение заикания.

Говорить с заикающимся ребенком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. При резко выраженном заикании создать такие условия. Чтобы ребенок на первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему ребенку должно быть ровным, спокойным.

Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не мене 10-11 часов для дошкольника. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных взрослых передач. Родители не должны заставлять ребенка одновременно заниматься танцами, спортом. Музыкой, изучением иностранного языка. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания.

Родители не должны создавать напряженную обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребенок чутко реагирует на это: он нервничает, часто плачет.

Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребенку.

При работе с заикающимся ребенком от родителей требуется большая выдержка, терпение и расположение ребенка к своим требованиям, которые умело предъявляются ему.

Что должны помнить родители

Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ребенка и в формировании его характера. Детям свойственна подражательность поступкам взрослых, необходимо с раннего детства личным примером приучать ребенка к правильному поведению и правильной речи.

Родители должны выработать у ребенка правильное отношение к своему дефекту. Надо сразу же активизировать внимание ребенка на правильную спокойную речь. Родители не должны требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками.

Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

Речевая работа требует от ребенка и родителей терпения и усилий, чтобы добиться хороших конечных результатов.

В работе по устранению заикания между родителями и заикающимся ребенком должен быть налажен тесный контакт, который поможет преодолеть заикание.

Успехов вам в работе!

 

Список используемой литературы

Поварова И.Л, «Коррекция заикания в играх и тренингах». С-П, 2001 г.

Поварова И.А. «Практикум для заикающихся». С-П, 1999 г.

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. «Как помочь заикающимся школьникам», М., 1995 г.

Цвынтарный В.В. «Радость правильно говорить». М., 2002 г.

згарнуць

Этот коварный ЗВУК (Р)

разгарнуць

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

Вы любите своего ребёнка? Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?

Учите своего ребенка говорить правильно!

Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «ыба», хоть плачь!  

Да-да вы правильно поняли, именно о самом сложном и коварном звуке мы поговорим сегодня на консультации. Речь у нас сегодня пойдет о звуке рррррр.

 

Описание правильной артикуляции:

  • Губы находятся в положении следующего гласного.
  • Зубы сближены.
  • Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
  • Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.
  • Воздушная струя идёт через рот.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Вот такой он этот не простой звук. Вообще, в подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребёнку. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально.

У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь. Следовательно, к периоду обучения в школе у ребенка должны быть все звуки.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб. От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственно, что они могут предложить – подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребёнок пробует сказать, как она. Но, не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое (Р) и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.              

Вообще, причин нарушения произношения звука Р может быть несколько, во первых, это короткая подъязычная связка (как проверить? Конечно же можно сразу обратиться к логопеду или к стоматологу).

Если вы вдруг обнаружили укороченную связку у ребенка, то вероятно он и другие звуки говорит не правильно (ш,ж,ч, Л) Можно подрезать связку у хирурга в стоматологии, можно попробовать ее растянуть. Моё лично мнение, короткую-подрезаем, укороченную растягиваем и не травмируем ребенка операцией с наложением швов.

Следующая проблема - ребенок говорит звук ррр, но говорит его искаженно. Это может быть замена на украинскую гх, но чаще всего это горловой звук ррр. Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный, если в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Наш язык- это мышца, которую необходимо тренировать, если мы не будем тренировать наш речевой аппарат-красивой речи мы не добьемся. Упражнения есть разные, одни готовят к произношению свистящих звуков, другие предназначены для шипящих, и наконец, упражнения для звука Р.

Чтобы научится говорить Р красиво и четко, нужно, чтобы мышцы языка, губ и щек были сильными, подвижными и точно выполняли движения, в этом помогает артикуляционная гимнастика.                  

Давайте попробуем её выполнить.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка: 

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.       

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук ДД-Д. Язык при произнесении этого звука.

Если речевой аппарат ребенка будет достаточно развит и натренирован, то учителю-логопеду не составит большого труда и времени поставить звук, сложнее обстоит дело, когда ребенок приходит не готовым именно со стороны речевого аппарата.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определённо последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет логопед. И все-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребёнка до конца. То есть, если звук появился и ребенок начал с удовольствием рычать, останавливаться на достигнутом нельзя, нужно включать этот звук в слоги, слова, автоматизировать его правильное произношение всегда, во всем и везде.

згарнуць

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий детям с трудностями в обучении

разгарнуць

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

— до одного часа — в первом классе;

— до 1,5 часов — во втором;

— до 2 часов — в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министер­ством образования.

Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Для успешного выполнения домашних заданий необхо­дим четкий ритм занятий и создание необходимых условий.  Например, после 25 минут заня­тий второкласснику следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколь­ко физических упражнений.

 

Рекомендации по подготовке домашних заданий

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполне­нию домашних заданий.

-         Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Нужно помнить, что ребёнок очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

-         Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано ра­бочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

-         Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

-         Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на I г усиливает утомление.

-         Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. Расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней, а пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.

-         При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не пере возбудился от домашних развле­чений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

-         Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.

-         Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

-         Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

-         Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Памятка для родителей

НЕЛЬЗЯ:

  • будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
  • кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бу­тербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
  • требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  • кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  • заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домаш­них заданий;
  • ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  • сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные иг­ры;
  • ругать ребенка перед сном;
  • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  • разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и на­зидательно;
  • не прощать ошибки и неудачи ребенка.

Рекомендации по подготовке домашних заданий

«Как готовить домашнее задание по русскому язы­ку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками.  Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай все упражнение устно, выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

  «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихо­творение»

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихо­творением,
  2.  Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
  3. Прочитай стихотворение выразительно, постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4.  Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  8.  Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворе­ние, а потом расскажи его наизусть.

  «Как решать задачи»

  1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
  2.  Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3.  Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4.  Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по устным предметам»

  1.  Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на про­шлом уроке: — о чем рассказывал учитель.

— какие ставили опыты;

— какие рассматривали таблицы, картины, карты.

  1. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  2. Прочитай текст учебника.
  3. Подготовься отвечать по теме урока:

— продумай план ответа;

— расскажи заданное по этому плану;

— старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

— сделай выводы;

— открой учебник, с помощью рисунков, текста и выво­дов учебника проверь, как ты усвоил материал.

 

 

згарнуць

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

разгарнуць

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ДИСЛЕКСИЯ – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого (языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, а также наличие оптимальных условий обучения.

 Механизмы дислексии

  • Трудности в овладении звуковым анализом слов.
  • Бедность словарного запаса.
  • Малый объем оперативной словесной памяти.
  • Замедленность припоминания слов.
  • Низкая способность запоминать и воспроизводить знаки в заданной последовательности.
  • Повышенная утомляемость.
  • Трудности концентрации внимания.

Совокупность данных механизмов приводят к особенностям чтения, которые проявляются в ряде трудностей:

  • в определении границ предложений;
  • искажении звуко-слоговой структуры слов: «ЖНЯ» вместо «ЖЕНЯ», «ПТИПЦА» вместо «ПТИЦА», «ГРУДОЙ» вместо «ДРУГОЙ»;
  • замене букв по принципу сходства соответствующих им звуков: «ЖУК» ребенок пишет или читает «ШУК», вместо «НОСИК» – «НОЗИК».

В основе этих ошибок чаще всего лежат особенности формирования фонематического слуха.

  • аграмматизм при письме и чтении: «ПЯТЬ МЯЧОВ» вместо «ПЯТЬ МЯЧЕЙ», «СИНЯЯ КРЕСЛО» вместо «СИНЕЕ КРЕСЛО»;
  • замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание или прочтение (затруднено различение графических изображений букв).

Ошибки при чтении и письме выглядят как замены одной буквы на другую. Эти замены обусловлены несформированностью зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая «мелких» различий между ними. Например, читая слово «ЩЕПКА», ребенок будет затрудняться, как прочитать первую букву: то ли «Ш», то ли «Щ», то ли «Ц».

  • путаница в арифметических знаках;
  • отсутствие восприятия смысла прочитанного, непонимание сути слова, предложения (при правильном прочтении).

 Негативные последствия дислексии в школе

  • Хроническая неуспеваемость по чтению и письму.
  • Болезненные переживания при чтении вслух при детях, фобия чтения.
  • Невозможность пользования текстами в учебниках.
  • Плохое понимание условий задач по математике.
  • Крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

  • Безоценочное принятие своего ребенка!
  • Психологическая поддержка.

После многочисленных двоек и троек, а также неприятных разговоров в школе, дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Помогайте своему ребенку, на начальных этапах читайте ему задания из учебников, тем самым снижая уровень тревожности.

Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Не стремитесь наращивать скорость чтения и письма – ребёнок должен основательно почувствовать отдельные звуки (буквы). Подход больше читать и писать успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.

  • Снижение общей нагрузки чтения текстов вслух (не заставляйте ребенка читать вслух, разрешайте чтение «про себя»).
  • Расширение словарного запаса.
  • Совместное прочтение книг.
  • Переписка с ребенком (повышает практическую мотивацию усвоения чтения).
  • Создание позитивной поддержки при выполнении упражнений.

Примеры упражнений

  • Предложите ребенку найти в комнате слова на определенный звук (например, «С»). Вспомните эти слова на следующий день.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», предложите разделять их. Оказывайте посильную помощь, в случае затруднений.

Задание можно усложнять, используя предложно-падежные предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМКБАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.

  • По очереди вместе с сыном (дочкой) называйте слова, начинающиеся на последний звук предыдущих слов, например, «папа – аист – тарелка – альбом – мел – листик – кнопка» и т.д.
  • Сравнивайте слова по звуковому и слоговому наполнению.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «стул – стульчик» и т.п.
  • Учите ориентироваться в понятиях «право – лево» как на себе, так и на манекене.
  • Найдите буквы среди наложенных, зашумленных и др.

Помните:

         Ребенка с ДИСЛЕКСИЕЙ – невозможно «вылечить», потому что это не болезнь, но с правильной помощью его можно научить читать!

 

згарнуць

Письмо без ошибок

разгарнуць

Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом.

Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

 

Упражнения по формированию орфографических навыков.

  1. Прочитай слова орфографически. Найди ошибки.

Озер, огнь, овщи, акуа, ивога, изю, учеик, уроай, ягод, чака, старенькй, сапжник,

ворта, доик.

 

  1. Прочитай словосочетания орфографически. Найди ошибки.

Хвойноедерво, сторон света, холдный чай, редкй дождь, легкий портфель,

уличный киосэк, пасмурый день, новый театар, просторые улицы, корова мчит,

собка лает, петх поёт.

 

  1. Прочитай предложения орфографически. Найди ошибки.

Прилетела к нам синика. И чтоб ей полече стало,

Сел прямо под окнм. Вед исчезичевячки,

Эту маленькюптичк. Для неё кусочики сала.

С нетепением мы ждём. Мы повесм на сучки.

- В лесной чаще легли густыетни. Одна за другой умолкют птиц. Спрятались

дневыбабочк.

- Не гудят мохнатые шмели .Не бегут по тропнкемрави. Надвигатся тёплая, летняя ночь.

- Дикобраза называют живы кактсом. Любима его пищя: клубни,лковицы,кореня,

молоды почакикукрузы. Крепими зубам он лекоперерызаетпроволочну сетку.

Дятел лчитдеревья.Онклвом долбит кор и язкомдостат личинки. Язык у дтла

длинный, лепий, с зазубринками. Насекмыеприлипют на него.какаползная птица!

В это утро очень рано

Соскочил щенок с двана.

Стал по команате ходит,

Прыгат лаять всех будит.

 

  1. Спиши слова, проговаривая их орфографически.

Игрушечный, мандаринчик, плодородный, хлопотливые, Екатерина, Австралия,

железнодорожник, Таджикистан.

Проверь слова, прочитывая их орфографически

 

  1. Спиши словосочетания, проговаривая их орфографически.

Клейкие листочки, сладкие конфеты, фантастический фильм, майский ландыш,

пассажирский поезд, клубничный джем, Персидский залив, ароматная приправа,

чёткое изображение, чудное мгновенье.

 

  1. Спиши предложения, проговаривая при письме каждое слово орфографически.

Как красив пёстрый ковёр из разноцветных трав!

На деревьях раскрываются клейкие почки.

Мохнатые тучи несутся низко над морем.

У кролика вздрогнуло сердце.

Ярко блестят снежные звёздочки.

Струйки воды бегут по камешкам.

Проверь написанное, прочитывая слова орфографическим чтением.

 

  1. Спиши текст, проговаривая их орфографически.

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё желтели листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом

Ёжик очень осторожный . при встрече с хищником ежа не всегда спасают колючки.

Этот зверёк боится воды. Хитрая лиса может закатить ёжика в речку.

 

  1. Контрольное списывание.

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2) повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3) Выдели орфограммы в тексте (буквы, в написании которых можно ошибиться )

5) Прочитай предложения орфографически.

6) Пиши, диктуя себе орфографически.

7) Проверь себя. Читай то, что написал в тетради, подчёркивая ошибкоопасные буквы.

 

- В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил яблоки. Он заготавливал корм на зиму.

- Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ. Володя несёт леща бабушке.

- А вот и осень. Листья падают. Трава пожелтела. Цветы завяли. Дует ветер. Идёт дождик.

- Пришла холодная зима. Кругом много снега. Намело большие сугробы. Дети на горе они катаются на лыжах.

- Оживают деревья. Почки набухают. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Показалась первая травка.

- Наступило лето. Поляна покрыта цветами. Девочки рвали цветы. У Риты большой букет колокольчиков. У маши букет ромашек.

- Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза.

Надвинулась тяжёлая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь.

Ребята побежали в сторожку лесника.

 

згарнуць

Если короткая подъязычная уздечка…

разгарнуць

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Состояние ротовой полости у маленького ребенка играет не только большое значение в питании, но и в становлении правильной речи, в формировании внешнего вида и красивой улыбки. Но достаточно часто родители не обращают внимания на такие крохотные образования во рту малыша, как уздечки. Сегодня в нашей статье пойдет речь именно о них, какую роль они играют в жизни человека, как определить, не короткая ли уздечка, что делать с такой особенностью анатомии, нужно ли ее подрезать и когда лучше это сделать.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.        Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше.        Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка не достаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускаются вниз. В норме:в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.Чем это грозит?

Короткая подъязычная уздечка:

- может вызывать затруднение движения языка, т.к.не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые "верхние звуки", т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

- может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков. - может быть и причиной нарушения звукопроизношения

- в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!

Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:

  1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.

Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении: • ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери. • запрокидывает голову. • при сосании чмокает и плачет.

  1. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.
  2. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства. В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку(уздечку).

МЕХАНИЗМ УПРАЖНЕНИЙ по растягиванию уздечки: так как это складка (по типу мычешной), слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки, упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается (она достаточно эластична), данные упражнения нельзя выполнять рывками, очень плавно и медленно. Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки. Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка. Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует. Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка - это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении)

Внимание! Родители! Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки - а это ужасно неприятно раз, и узелок потом два.

 

згарнуць