Парады псіхолага

БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЙ НЕ БЫВАЕТ, или

КАК ПЕРЕЖИТЬ ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

  1. Задайте себе вопрос: что я хочу сейчас? И пусть Вас не пугает ответ, который может мгновенно всплыть в Вашем сознании – «не хочу ничего». Это глобальный ответ. А Вы ответьте себе, что Вы хотите для себя сейчас совсем небольшого? Варианты ответов могут быть разными: чтобы побыть одному, чтобы вокруг была тишина, чтобы затихло все вокруг и т.д. А потом задайте вопрос – что я могу для себя сделать сейчас? Поверьте, это важный вопрос, и его надо перед собой поставить. Этот вопрос включает программу выхода из трудной жизненной ситуации.

И все слова в этом вопросе являются ключевыми. Я – это именно я, и никто другой. Таким образом, Вы мобилизуете собственные силы на поиск ресурсов. Могу – однозначно могу. Запускается программа поиска решения и подбора действия по собственным силам. Сделать – значит осуществить, а не просто об этом подумать. Начинается движение к определенным конкретным действиям. Сейчас – сию минуту, в это мгновение, а не когда-то в будущем. Направленность на совершение немедленных действий. Обычно это действие совсем небольшое, однако оно запустит механизм спасения самого себя. Итак, попробуйте ответить на два ключевых вопроса – что я для себя хочу самого минимального и что я могу для себя сделать сейчас?

  1. Какими бы сложными, неразрешимыми или даже трагическими ни казались возникшие обстоятельства, необходимо задаться вопросом: «Что полезного может мне дать эта ситуация?». В любой обстановке, при любом стечении событий есть что-то жизненно необходимое именно для Вас сейчас, иначе они не возникли бы. Большинство ситуаций в жизни мы, так или иначе, создаем сами, спровоцировав их ранее принятыми решениями и взглядами на жизнь, себя и других. Чтобы не блуждать в вечной неопределенности, судьба периодически дает нам обратную связь для дальнейшей корректировки наших мыслей, взглядов и действий. То, что есть сейчас можно рассматривать как меньшее зло из возможных или как вызов, новую ступень для личностного роста.
  2. После трудной жизненной ситуации нельзя изолироваться. Изоляция от других людей и постоянное обдумывание проблемы только усугубит ситуацию. Научитесь просить о поддержке. Очень важно не закрываться в себе, а открыться близкому человеку. Это может быть родственник, друг, любимый человек, которому Вы доверяете.
  3. Чтобы найти в себе силы и мудрость разрешить трудную жизненную ситуацию наилучшим образом, вспомните, какие качества и свойства Вас наиболее привлекают в других людях. Именно эти особенности характера Вам сейчас более чем необходимы – их нужно найти в себе, позволить им проявить себя, развивать их и воспитывать. Чтобы взять под контроль ситуацию и не нуждаться в контроле над другими – достаточно управлять собой.
  4. Безвыходных ситуаций не бывает. Обратитесь к собственному опыту. Вспомните все ситуации, когда Вам удавалось чего-то добиться или казавшееся безнадежным дело, вдруг обернулось для Вас удачей. Сделайте единственно возможный для себя вывод: Вы решали и не такие сложные проблемы, справитесь и с этой.
  5. Было бы ошибкой постоянно стремиться избежать неприятностей и проблем. Во-первых, концентрируясь на неприятностях, Вы склонны притягивать их в свою жизнь, а во-вторых, это отвлекает Ваше внимание от основной желаемой цели. Поэтому самое разумное – самостоятельно представить наилучший сценарий своей жизни и двигаться в выбранном направлении, не боясь трудностей. Они неизбежны, но преодолимы.
  6. Вам во многом должно нравиться то, что Вы делаете, то, как, где, в каком окружении живете. Это необходимое условие для счастья и правило счастливых людей. С опорой на то, что Вас радует в вашей жизни, с адекватной положительной оценкой себя, Вы можете успешно менять то, что Вас не устраивает.
  7. Ежедневно уделяйте 15-20 минут прослушиванию музыкальных произведений классической музыки Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта. Подбор такого музыкального репертуара неслучаен. В жизни перечисленных композиторов, особенно Баха, теме переживания трудных (кризисных) жизненных ситуаций отведено особое место.

Так, например, в трагической кантате № 106 под названием «Смертный час – Божий час» Бах воспевает страдания, восхищается ими, считает их лучшим временем жизни человека. Это своеобразный способ переживания негативного через нахождение в нём позитивного. Таким образом, обращение к классическому музыкальному репертуару позволит Вам испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения.

Правила успеха

  • Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.
  • Помни: нет безвыходных ситуаций. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.
  • Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему – тебе станет значительно лучше.
  • Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе.
  • Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.
  • Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел.
  • Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового – день прожит напрасно.
  • Самое ценное в нашей жизни – здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.
  • Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.
  • Анализируйте каждый прожитый день – учиться лучше всего на собственных ошибках.
  • Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм.

 

Если у ребят возникают психологические проблемы: проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями или просто появился интерес к психологии, они всегда могут обратиться к школьному психологу, психолог внимательно выслушает и поможет советом.

                                                      Школьный педагог-психолог: Кулеш Елена Александровна.

Советы психолога учащимся

Экзамен без стресса

 Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:

  • в чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям;
  • в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;
  • в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове";
  • в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время;
  • в растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации.

Как же правильно построить работу?

Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.

При этом нельзя забывать про коварные психологические "ловушки". Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где-то когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!

Еще одна ловушка - эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...

Не думать о провале!!!

 Экзамен - волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована прежде всего необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване - пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен.

Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ - стоя "у доски", может быть даже в том же костюме, в котором отправишься на экзамен. О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого-то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.

Кто-то мудро заметил: "Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились". Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...

Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

Как же нужно относиться к экзаменам?

Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ.

В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее".то бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.  Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен": э

Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

  • Перевод в следующий класс.
  • Получение аттестата.
  • Тренировка.
  • Проверка своих способностей и возможностей.

 А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты!

 Готовьтесь группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?

 На шпаргалки (которые вы писали сами. В нужный момент нужная

информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память).

  • На родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном

положении дел по тому или иному предмету).

  • На себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и

слабые стороны знаний по предметам. Быстро ликвидируйте пробелы. Если нужно - позанимайтесь с репетитором. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны).

 Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня!

  • Сон - 8 часов.
  • Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.
  • Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.
  •  

Во время подготовки к экзаменам вам придется перелопатить огромную гору литературы. Как быть?

Умение работать с текстом:

  1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите
  2. введение. Найдите резюме ( если есть ) - получите представление о книге.
  3. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный
  4. читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
  5. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
  6. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
  7. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.
  8. Навыки запоминания.
  9. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
  10. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
  11. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
  12. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
  13. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.
  14. Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Внимание! Ошибка!

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
  2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
  3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
  4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

 Давайте подведем итоги:

  • Живем по режиму.
  • Умеем работать с книгой.
  • Знаем приемы запоминания.
  • Чувствуем себя уверенно.

Желаем успеха!

 

 

Па прадстаўленых матэрыялах

Консультация для учащихся

Профилактика экзаменационного стресса

Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:

  • в чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям;
  • в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;
  • в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове";
  • в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время;
  • в растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

Как же нужно относиться к экзаменам?

Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года, но только добавляется еще устный ответ.

В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен": э

Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

  • Перевод в следующий класс.
  • Получение аттестата.
  • Тренировка.
  • Проверка своих способностей и возможностей.

 А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты!

Готовьтесь группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

 Подумайте, на что вы рассчитываете, идя на экзамен?

  • На шпаргалки (которые вы писали сами. В нужный момент нужная информация всплывет в вашей памяти, потому что при письме у вас включается и зрительная, и моторная память).
  • На родителей (имейте в виду, что родители не всегда знают о реальном положении дел по тому или иному предмету).
  • На себя (проведите ревизию знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Постарайтесь ликвидировать пробелы. Помните: незнание ведет к незапланированным неудачам, а они сейчас вам совсем не нужны).
  • Наплевать на все (чем меньше знаем, тем больше гуляем).

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня!

  • Сон - 8 часов.
  • Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.
  • Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте травяной чай.

Во время подготовки к экзаменам вам

придется перелопатить гору литературы. Как быть?

 

Умение работать с текстом

  1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. 
  2. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
  3. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
  4. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
  5. Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

 

 

Навыки запоминания.

  1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
  2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
  3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
  4. Сигнальные фразы: подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
  5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.

Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Внимание! Ошибка!

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
  2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
  3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
  4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

Давайте подведем итоги

  • Живем по режиму.
  • Умеем работать с книгой.
  • Знаем приемы запоминания.
  • Чувствуем себя уверенно.

Желаем успеха!

 

Па прадстаўленых матэрыялах

«Как не растеряться в мире профессий?»

1Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.

Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Если Вам нравится человек — представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.

Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Когда Вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. К тому же, за консультациями по профориентации Вы всегда можете обратиться к школьному психологу в службу СППС. Пусть Ваш выбор будет правильным!

Как выбрать профессию?

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, куда пойти учиться.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера, специалиста по информационным технологиям, строителя, физика…

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета.

Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности.

И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей и приносить пользу обществу.

Кстати, с января 2021 года в школе будет начата диагностика профессиональных предпочтений учащихся 8-11 классов в соответствии со способностями и характером личности.

Полезная информация:

КУДА ВЫ БУДЕТЕ ПОСТУПАТЬ? ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТЕ? — ПРОЙДИТЕ ПРОФТЕСТ ИЛИ ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ, перейдя по ссылке:e

https://kudapostupat.by/article/item/id/1814

Па прадстаўленых матэрыялах

 

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Безлюдная улица,  подъезд, темный переулок… Потенциально опасных зон много. Защищаясь от агрессии, часто приходится рассчитывать только на себя! Не попадай в ловушку заведомо рискованных ситуаций.

 

Один дома…

     Ты часто дома один? Не забывай закрывать дверь на цепочку. Кто-то постучал в окно? Громко крикни: «Папа! Иди сюда!» - и ни в коем случае не подходи к окну.

     Звонок в дверь? Это не повод распахнуть ее мгновенно. Посмотри в глазок. Чтобы ни говорили незнакомые люди (сотрудник милиции, работник коммунальных услуг или почты, сослуживец родителей, сосед), дверь открывать нельзя.

     Тебе говорят, что принесли телеграмму. Попроси зачитать ее вслух. Уверяют, что срочно нужно позвонить. Объясни, где находится ближайший телефонный автомат.

     Кричат, что ты заливаешь соседей. Скажи: «Сейчас к вам придут», а сам проверь, есть ли вода на полу в ванной, туалете и кухне.

     Тебя спрашивают: один ты дома или нет? Ответь утвердительно, что не один, папа спит (брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону), и спроси, что нужно.

     Незнакомцы решают ломать дверь? Звони в милицию («02), родителям, а если нет телефона или он не работает, выйди на балкон или открой окно и громко кричи «Пожар!»

     Ты кого-то ждешь? Прежде чем открыть дверь, спроси: «Кто там?» - и не открывай на ответ: «Я». Пусть гость назовется, даже если тебе показалось, что ты узнал его по голосу или одежде, увиденной в глазок.

     На каждый телефонный звонок, снимая трубку, говори: «Алло, Вас слушают», но никогда – «Квартира таких-то».

     Извиняются, уверяют, что ошиблись номером, и спрашивают, какой это номер? Попроси продиктовать, какой набрали, не называя своего, спокойно сообщи, что ошиблись. Если незнакомец говорит по телефону непристойности, не вступай в диалог, положи трубку.

     Позвонивший представляется другом твоих родителей и уговаривает тебя напомнить адрес, который он якобы забыл. Попроси перезвонить позже или сообщи рабочий телефон родителей, но не домашний адрес, даже если тебе показалось, что ты узнал человека по голосу. Не спеши называть его по имени, пусть он сам тебе представится. А когда «знакомые» твоих родителей скажут, что они скоро придут, попроси их подойти к определенному времени. Немедленно перезвони родителям, предупреди их об этом.

     Ты все же открыл дверь и увидел незнакомых людей. Захлопни ее тут же! Они подставили в проем ногу? Урони на нее какой-нибудь тяжелый предмет (если он стоит рядом) или сильно ударь по ней своей ногой.

     Никогда и никому не рассказывай о распорядке дня в твоей семье.

     Не вешай ключи от квартиры на пояс или на шею, носи их в специальном кармашке.

     Трудно открывается замок? Не проси о помощи посторонних, не доверяй им ключи, позвони в дверь напротив.

     Если в дом проникли преступники и напали на твоих родителей, не пытайся с ними бороться. Беги из квартиры прочь, зови на помощь соседей, прохожих, громко кричи: «Пожар!».

     Ты пришел домой, а дверь в квартиру открыта. Не заходи, осторожность не помешает. Обратись к соседям с просьбой позвонить от них домой и, если трубку не снимают, вызывай милицию.

     Ты увидел возле квартиры постороннего, не подходи к нему, пройди в другой конец лестничной площадки, позвони к соседям. Когда они откроют, попроси их о помощи.

     Ты вошел в квартиру, а на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи. Тут же выйди, позвони домой от соседей и, если тебе не ответят, звони в милицию.

    Когда ты выходишь из квартиры «на минуточку» - за почтой или вынести мусор, - не забывай сначала посмотреть в глазок. И если на площадке посторонние, отложи поход.

     Ты вышел из квартиры ненадолго – все равно закрой дверь на ключ, даже если ты будешь ее видеть.

     Спускаясь за почтой или с мусорным ведром, видишь посторонних, тут же поднимись обратно. Забирая из ящика почту, не просматривай ее на площадке, вернись в квартиру.

 

По пути домой или в школу..

     Тебе показалось, что ты встречаешь одного и того же человека по дороге в школу или он стал часто появляться рядом. Расскажи родителям и попроси их провожать и встречать тебя, смени маршрут. Он должен быть безопасным. Двигайся по освещенным улицам, обходи стороной парки и лесные массивы. Помни: короткая дорога не самая лучшая! Сокращая путь домой, рискуешь сократить себе жизнь.

Запомни: никогда не угрожай, только спровоцируешь нападение. Когда не знаешь, что говорить, лучше молчи, но забудь о словах: «Я все расскажу!»

     Всегда и везде соблюдай осторожность. Знай: преступником может оказаться и твой сверстник. Поэтому не спеши сказать «да» новому приятелю, подстерегающему тебя у ворот школы, когда он предлагает куда-то пройти. Сначала узнай, что он за человек, какие у него друзья.

     Он напрашивается к тебе в гости? Давит на жалость и рассказывает про побег из дому (родители злые, старшие братья обижают и т.п.)? И что ему хочется есть и пить, и как ему холодно в одной рубашке, а ты такой замечательный, неужели не поможешь несчастному?!

     Уверен ли ты, что все это правда? Ведь зачастую именно подростки работают наводчиками у воров. Им проще обратиться к тебе с просьбой позвонить или дать попить, а когда ты доверчиво откроешь дверь, туда войдет совсем другой человек.

     Так что, если ты один дома, надо сказать, что телефон сломан или что тебя заперли родители и открыть дверь сам ты не можешь.

     Ты привел нового друга к подъезду, но в последнюю минуту передумал, вспомнил, что дома никого нет. Извинись, притворись, что потерял ключи, забыл навестить бабушку, надо ехать на другой конец города, родители велели зайти к ним на работу. Одним словом, любое оправдание подходит, главное – никого не приглашай в пустую квартиру.

      Если за тобой в школу приходит незнакомец и говорит, что его прислала мама (папа, бабушка, дедушка), и предлагает пойти с ним – откажись!

     Никогда не защищай ценные вещи, не ставь под угрозу свою жизнь! Если не уверен, что убежишь, не спасайся от вымогателей бегством. На требования отдать деньги (кольцо, браслет, телефон плеер и др.), отдай их, не дожидайся, когда начнут истязать. Жизнь дороже!

     Друзья подначивают тебя доказать свою смелость и удаль. Уговаривать украсть что-либо в магазине или ограбить пьяного. Лучше откажись и постарайся избавиться от такой компании. Это не удаль, это серьезное уголовно наказуемое преступление. Поговори о сомнениях в правильности действий своих друзей с родителями и другими взрослыми людьми, которым ты доверяешь.

    Приятель предлагает шутки ради угнать чью-то машину или подержать в доме какие-то вещи. Откажись под любым предлогом: отец убьет, мать найдет чужое и устроит скандал, дядя – милиционер, ты уже и так на учете в милиции.

     Товарищ зазывает осмотреть чердак или подвал? Не ходи сам и его отговори.

     На вечеринке у новых знакомых тебе предлагают наркотики? Сошлись на плохое самочувствие и уйди. Ни наркотики, ни лекарства, действия которых ты не знаешь, принимать нельзя. Не ведись на примитивное: «Что слабо?» и «Ты что, маменькин сыночек?». Ты же не так глуп! Не становись жертвой маньяков.

     Неужели, спросишь ты, вокруг одни воры, маньяки, хулиганы и преступники? И опасность стать жертвой так велика? Нет, конечно. Просто в большинстве несчастных случаев ты можешь подставиться сам. Не напрашивайся на неприятности! Наивность и доверчивость до добра не доведут.

Правила простых «НЕ»

     Чтобы не стать легкой добычей, достаточно соблюдать несколько очень простых «не».

  • Не подходи к подъезду, когда там маячит незнакомец. Дождись соседа с большой собакой (мусорным ведром, детской коляской). Не заходи в подъезд, если он плохо освещен, а на лестнице полно спящих бомжей, пьяниц, наркоманов. Попроси кого-нибудь из домашних или соседей встречать и провожать тебя.
  • Не выбегай из подъезда стремглав, спокойно открой дверь. Можно наскочить на встречного с острым предметом в руках. Или рядом с подъездом как раз в это время будет разворачиваться  машина – попадешь прямо под колеса.
  • Будь осторожен при знакомствах. Никогда не соглашайся идти в гости к незнакомцам. И если этот незнакомец с дамой, это не гарантия безопасности. На приглашение незнакомца (почтальона, сторожа, дворника) зайти к нему в квартиру (гараж, сарай, подвал) , чтобы посмотреть что-либо интересное  (экзотическое животное, новый компьютер и т.п.),  говори «НЕТ!». 
  • Не вступай в разговор, если кто-то просит телефон, чтобы позвонить. Такую ситуацию можно заранее просчитать: группа подростков вдруг резко направляется в твою сторону. Сразу перейди через дорогу или зайди в первый попавшийся магазин.
  • Не садись в машину, ни в легковую, ни в грузовую, даже если за рулем или в салоне женщина. Вот рядом с тобой останавливается машина. Водитель говорит, что ищет улицу (главного героя для своего фильма), и предлагает прокатиться, показать нужную улицу или подвезти по пути. Ответь категорическим отказом.
  • Опасайся медленно едущих рядом машин, не ходи близко к дороге. Водитель вышел из машины и идет к тебе. Беги как можно быстрее в первый попавшийся двор, там остановись и крикни: «Мама!» (папа, дядя Сережа), и помаши рукой, будто увидел именно того, кого звал. И не важно, что ты живешь в другом доме и в окне никого нет, вряд ли преступник будет всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.
  • Если на улице кто-то долго и упорно идет за тобой, обратись к милиционеру, военнослужащему или любому взрослому, вызывающему у тебя доверие. Можешь попросить у них помощи. Не сворачивай на темную улицу, когда тебе кажется, что за тобой идут. Надежда, что преследователь тебя потеряет, очень мала. Иди по хорошо освещенной улице. В этом случае не только он видит тебя, но и ты, что немаловажно.
  • Если на пути есть магазин, зайди в него и обратись за помощью к охраннику или администратору. Позвони от них домой родителям. Пусть они за тобой приедут.
  • Не выставляй на всеобщее обозрение ключи от дома, телефон, плеер, дорогие часы или украшения. Не пересчитывай деньги в людном месте. Ты задержался допоздна в гостях, компьютерном клубе, на секции – попроси близких встретить тебя возле метро или приехать за тобой на машине.
  • Если предполагаешь позднее возвращение, не одевай слишком открытую одежду, не наряжайся, как на обложке журнала. Твой вызывающий наряд может спровоцировать нападение.
  • Никогда не думай, что если противник выглядит тщедушным, ты легко его победишь. В данном случае он хозяин положения, и тебе о нем ничего не известно.

     Если тебе приходится добираться на попутной машине, сообщи по телефону родителям номер и марку машины, приметы водителя. Не играй вблизи дорог или стоящих автомобилей. Не лазай в подвалы и на чердаки.

     Если ты уходишь из дому в отсутствии родителей, сообщи им по телефону (отправь SMS, оставь записку), куда и с кем идешь, где тебя искать и во сколько будешь обратно.

     Отправляясь с родителями или друзьями в магазин или на большой праздник, обязательно договорись, где ты будешь их ждать, если вы разминетесь. Ни в коем случае не уходи с обозначенного места, даже если к тебе начнут подходить незнакомые люди и обещать свою помощь в розыске родителей или ссылаться на то, что это они их прислали.

     Если ты потерялся, зайди в первый попавшийся магазин (кинотеатр, больницу, аптеку, отделение милиции) и попроси их связаться по телефону с твоими родителями.

    Не назначай встреч в безлюдных, неосвещенных местах (парках, скверах).

     Если незнакомец угощает тебя мороженым или соком – вежливо откажись. В «подарок» могут быть подмешаны психотропные средства. Если посторонний человек пытается тебе что-то предложить, особенно то, о чем ты давно мечтал, скажи «нет». Помни: легких денег не бывает, и если кто-то предлагает большие деньги за ничегонеделание, этот человек опасен.

     Преступники - люди разные, но все они схожи в одном: застигают тебя врасплох и играют на твоей доверчивости и наивности. Слезы о мольбе т пощаде их совершенно и не трогают, а угроза выдать провоцирует на убийство. Помни наши рекомендации и будь осторожен!

 

 

121Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессиона­лами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассив­но должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ини­циативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Но сегодня содержание воспитательной работы постепенно перестраивается в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы. Но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание и воспитание коллективистское, способное, как теперь многие признают, лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

 Возрастные особенности взаимоотношений личности и коллектива

 Младший школьный возраст

Взаимоотношения со сверстниками строятся на основе установленных правил поведения для детей этого возраста. Доминирующими основаниями оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики. В процессе учебной деятельности ученики демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и одноклассников. Взаимооценки в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель.

Подростковый возраст

Характеризуется активным формированием образа Я. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными, стабильными и не зависящими от взрослых. Повышается роль нравственных характеристик во взаимооценках. Морально-волевые качества сверстников становятся важнейшим основанием предпочтений, статус личности определяется ее волевыми и интеллектуальными свойствами. Эмоциональные связи в коллективе настолько значимы, что их нарушение приводит к психологическим срывам и дискомфорту. Нормы взаимоотношений подростков в большей степени регулируют их поведение.

Подросток, как правило, имеет различные группы общения: семья, классный коллектив, дружеская компания и т.п. Если цели и ценности этих групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка носит безконфликтный характер. В противном случае, несовместимость целей и ценностей таких групп приводит к внутреннему конфликту в развитии личности ребенка. Во множестве сфер общения подросток выделяет авторитетную для себя группу, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Если педагог опирается на авторитет «значимого круга общения», то это усиливает эффект его воспитательных воздействий. Особую значимость приобретают чувства товарищества и взаимопомощи.

 Ранний юношеский возраст

 Общение со сверстниками становится, во-первых, важнейшим источником информации, не сообщаемой взрослым; во-вторых, условием формирования ценностных ориентаций; в-третьих, специфическим видом эмоционального контакта, необходимого для развития эмоционально-чувственной сферы личности. Доминирует потребность в признании и ценится прежде всего взаимопонимание.

 Модели отношений личности и коллектива

Личность подчиняется требованиям коллектива и принимает его ценности

  • естественно и добровольно;
  • уступает как внешней превосходящей силе;
  • пытается сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально;
  • открыто сопротивляется, конфликтует.

Гармонизация отношений личности и коллектива

  • полное единство требований и ценностей;
  • сосуществуют, соблюдая формальные взаимоотношения;
  • устанавливается двойная система ценностей.

Личность подчиняет себе коллектив – неформальное лидерство.

Фактически все дети школьного возраста включены в специально организуемую с учетом их психологических и возрастных особенностей разнообразную деятельность. При этом важно такое целенаправленное построение совместной деятельности школьников, чтобы в процессе ее складывались оптимальные возможности для развития развернутых отношений детей, обеспечивая тем самым нормальную социализацию индивида.