Парады псіхолага

ттОсобенности работы педагога

с одаренными учащимися

На развитие общества и всего, что им создано, влияет человек. И от уровня его развития зависят качество науки, литературы и всевозможных инноваций во всех сферах нашей жизни. Выявлять одаренных детей и способствовать их развитию – одна из главных задач педагогов. Сегодня наблюдается повышенный интерес к проблеме выявления одаренности, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, в которой воспитывается ребенок. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога. В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка, несмотря на потенциально высокий уровень его способностей.

Одаренность конкретного ребенка – условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. 

Одаренные дети требуют особого подхода. Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения. Поэтому основными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход, развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одаренных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-­творческого потенциала каждого ребенка.

В организации работы с одаренными детьми всю деятельность

школы можно разбить на 5 этапов.

  • Диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
  • Учебный – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
  • Методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
  • Творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
  • Профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.

При разработке содержания учебных программ используйте следующие четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях.

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-­классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к какой­-либо области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во­-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой­-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-­вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д.

Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребенка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпритаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что две последние стратегии обу­чения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут не только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям, но и когда работает с таким ребенком грамотный и высококвалифицированный педагог. Ведь необходимо четко знать, каким образом осуществлять педагогическую деятельность по отношению к одаренным школьникам, чтобы способствовать еще большему развитию уже имеющихся талантов и раскрытию тех, которые еще не успели себя должным образом проявить.

Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Выявив одаренного ученика, необходимо установить с ним сотрудничество. Ведь одаренные дети – особый мир, и вы, учителя, обязаны приоткрыть дверь в этот мир. Помните: чем раньше начата работа с одаренным ребенком, тем полнее и шире раскрывается его талант.

 По материалам сайта https://www.kem.by/teachers

 

Па прадстаўленых матэрыялах

 

Буллинг в школе: что делать учителю

 В последнее время в мире растет число детей, подвергающихся буллингу.  «Шрамы» от издевательств могут отбить интерес к учебе, сделать ребенка замкнутым и боязливым.

Травля может быть прямой или косвенной. Прямая – это тычки, обзывания, угрозы, повреждение вещей. Косвенная – это манипуляция дружбой («если будешь с ней дружить, я не буду с тобой»), обидные слухи и сплетни, бойкот («до тебя нельзя дотрагиваться», «тебя в игру не берем»). Есть еще сетевая травля, или кибербуллинг – о выявлении буллинга такого типа на сайте школы скоро появится  отдельная статья. Травля опасна не только для непосредственной жертвы. Она создает нездоровую атмосферу в классе – ведь каждый боится стать следующим. Вот почему нужно выявлять буллинг, реагировать на любые проявления травли.

Как проявляется буллинг

Травля, в отличие от конфликта – это повторяющиеся, систематические действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (один популярный, а другой – нет).

У детей постарше буллинг часто принимает скрытую форму, из-за чего выявление буллинга дается сложно. Объект травли не высмеивают в присутствии учителя, ему не ставят подножки, не пинают, не выбрасывают его рюкзак. Ребенок при этом может подвергаться регулярному моральному унижению от одноклассников.

Почему возникает буллинг

Есть миф, что травля встречается только в неблагополучных школах. Или, наоборот, только в закрытых, элитарных заведениях. Или – что травят только «не таких, как все», белых ворон. На самом деле жертвой может стать кто угодно и из-за чего угодно, и выявление буллинга возможно в любой школе. Дело не в качествах конкретного ребенка, а в самом механизме, который стоит за этим явлением.

Травля возникает там, где отношения построены на доминировании и подчинении. Такой опыт ребенок может получить в семье или уже в школе. Тот, кто начинает травлю, просто не знает, как строить отношения иначе. Поэтому он повторяет то, что видел и переживал сам. Для профилактики буллинга в школе надо обращать внимание на агрессивное поведение детей. 

Причиной буллинга в школе может стать и поведение учителя. Если он требует подчинения, имеет явных «любимчиков» и «парий», позволяет себе оскорблять детей (особенно в присутствии сверстников), высмеивать их неудачи или особенности (произношение, внешний вид), позволяет себе дискриминирующие высказывания – он подает другим сигнал, что так вести себя нормально и делает профилактику буллинга в школе невозможной.

Как выявить буллинг в школе

Признаки травли, даже скрытой, обычно заметны. Например, если один ученик не отвечает на реплики другого, – один из признаков. Есть и явные признаки, когда выявление буллинга не является проблемой: ученики не хотят с кем-то объединяться в пары, показывают пальцем, смеются. Ребенок заходит в класс, и все говорят «фу» или просто отворачиваются. Или если ребенок не пришел – «слава богу». Выявление буллинга важно и на это нужно тратить время. Когда вы замечаете любой конфликт между учениками, попытайтесь выяснить: не стоит ли за этим конфликтом целая цепь обид, угроз и издевательств. Очень часто конфликты в классе – это один из проявившихся случаев буллинга. Поэтому профилактика буллинга в школе стоит на первом месте. 

Проблема не в том, что травлю трудно распознать. Учителя часто не замечают ее, думая, что это не опасно – или не знают, что делать. Раньше было распространено убеждение, что буллинг в школе – это нормальная примета взросления. Мол, именно так дети учатся конфликтовать и преодолевать трудности.  В результате учителя реже вмешивались в происходящее и не предпринимали мер по профилактике буллинга в школе. Жертвы страдали, обидчики убеждались в своей безнаказанности, а свидетели делали вывод: так все в жизни и работает. Сейчас последствия травли в школе хорошо изучены, акценты сместились и выявление буллинга стало более распространено.

 Как правильно вмешиваться

Первое, что стоит сделать – назвать явление по имени и дать ему оценку, выявить буллинг. Дети (особенно в младшей школе) часто не осознают, насколько их действия ранят других. Важно показать, что когда ты осознанно дразнишь человека или не разговариваешь с кем-то, это причиняет боль. Что бы они переживали, если бы с ними перестали здороваться, играть, стали бы над ними смеяться? Можно разобрать ситуацию на других примерах – скажем, «Гадкого утенка».

Второй важный шаг в профилактике буллинга в школе – обсудить травлю как проблему группы. Психолог Людмила Петрановская советует привести пример с реальными болезнями. Ребенок знает, что такое болезнь. Он знает, что если не мыть руки – может быть расстройство желудка, а если не надеть шапку зимой – можно простудиться. Точно так же есть действия, которые могут подорвать «здоровье» класса.

В чем заключается это «здоровье»? Попробуйте решить вместе. Подключите детей – пусть предложат варианты для профилактики буллинга в школе. Вместе можно сформулировать моральный кодекс класса, в котором всем будет хорошо. Можно предложить самым авторитетным детям в классе роль блюстителей этого кодекса. Они с удовольствием проявят свое лидерство. Проголосуйте за новые правила всем классом. Можно договориться о штрафах для тех, кто их нарушает.

 Что дальше?

Большая ошибка – бросать ситуацию на самотек после одного разговора. Борьба с буллингом в школе требует времени. Будьте готовы к тому, что понадобится мониторить происходящее, напоминать о принятых правилах. Профилактика буллинга важна не только в ситуациях конфликта, но и в обычном общении: отвечать на вопрос, когда другой его задает; уметь работать в паре, в команде; разговаривать, не оскорбляя другого. 

В идеале важно создать такую обстановку в классе, которая не допускала бы появления двух полюсов – вожаков и изгоев. Для профилактики буллинга в школе постройте работу так, чтобы каждый ребенок получал свою порцию внимания и похвалы, чувствовал свою значимость для общего дела. Для этого хорошо подходят игры на командообразование, конкурсы талантов, квесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА

 b0Обратите внимание на резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести своё намерение до конца.

Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

— Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

— Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

— Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

— Объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание).

— Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

— Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

— Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю,  если он обнаружил опасность:

1) Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

2) Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью. Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребёнка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида:

Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или «аутоагрессию» (то есть, агрессию, обращённую на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договорённостей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» — передайте им эту ситуацию для её разрешения.

Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач —  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.